MMO-игры

MMO-игры (англ. Massively Multiplayer Online Games) — массовые многопользовательские онлайн-игры. Их ключевой особенностью является большое количество игроков, играющих совместно благодаря интернету. В отличие от стандартных мультиплеерных (многопользовательских) игр количество игроков в MMO может варьироваться от нескольких десятков до множества тысяч.

Что такое MMO-игры

Говоря о подобных играх, нередко подразумевают MMORPG: большие открытые миры, выполненные чаще всего в фэнтези-стилистике, в которых тысячи игроков взаимодействуют друг с другом, совместно выполняя квесты, охотясь на монстров, объединяясь в сообщества и участвуя в войнах, а также в сражениях на специальных аренах. Классическими примерами успешных MMORPG можно назвать: World of Warcraft и Lineage 2.

Отдельного упоминания достойны сессионные MMO. В таких играх игроки также находятся на одном сервере, либо на группе серверов, но для игры они объединяются в отдельные «комнаты» по несколько десятков (а иногда и сотен) человек и играют непродолжительные по времени партии (сессии), в которых необходимо выполнить определенные задачи. По завершению сессии все повторяется заново. Обычно такие игры выполнены на военную тематику, и чаще всего являются шутерами от первого лица (FPS), либо в более широком смысле - экшенами. Хорошим примером сессионных игр можно назвать популярные в странах СНГ: World of Tanks и War Thunder, а также набирающую бешеную популярность во всем мире Playerunknown's Battlegrounds.

Виды MMO-игр

Несмотря на то, что существуют классические представители тех или иных жанров, большинство современных игр являются гибридами, сочетая в себе сразу несколько различных жанров. Так, например, боевые системы ролевых игр начинают тяготеть в сторону экшн-механик, а большинство онлайн шутеров имеют систему развития персонажа наподобие ролевых игр. Точно также и стратегии получают элементы классических RPG. Благодаря чему отнести ту или иную игру к конкретному жанру можно лишь чисто субъективно на основании косвенных признаков. Стоит также учитывать, что классические многопользовательские игры, такие как Counter-Strike внедряют в свою игру сервисы, предоставляющие игрокам услуги обычно ассоциирующиеся с MMO-играми, тем самым все больше стирая грань между традиционными многопользовательскими и MMO-играми. Кроме того, элементы MMO все чаще можно встретить даже в однопользовательских играх.

MMORPG

Ролевые-онлайн игры — это одно из главных и некогда доминирующих направлений в развитии MMO-игр. MMORPG, как сказано выше, предоставляет сотням и даже тысячам игроков огромный открытый мир, в котором они могут взаимодействовать друг с другом. Еще одной ключевой особенностью является возможность и необходимость развивать своего персонажа, накапливая опыт и приобретая новые способности и умения, а также улучшая свое вооружение и экипировку. Чаще всего в таких играх распространена тематика фэнтези: псевдосредневековье с магией и фантастическими существами. И это не удивительно, если считать, что прародителем MMORPG были настольные ролевые игры, такие как Dungeon & Dragons. Естественно, что все не ограничивается исключительно фэнтези-стилистикой. MMORPG отличаются большим разнообразием игровых миров, среди которых можно встретить игры про космос, близкое или отдаленное будущее, киберпанк, постапокалипсис, и даже игры, пытающиеся симулировать современную жизнь или какую-нибудь реальную историческую эпоху. Среди последних крупных и успешных MMORPG можно выделить Black Desert, Tera, ArcheAge.

Онлайн-action

Говоря об онлайн-экшенах, нередко имеют в виду именно MMOFPS (сетевые шутеры от первого лица). Но не стоит забывать, что не все «стрелялки» имеют фиксированную камеру от первого лица. Более того, не всегда игрок управляет бойцом. Бывают игры, в которых симулируются битвы с участием военной техники: самолеты, танки, морские, воздушные и даже космические корабли. Знаковыми онлайн-экшенами, которые не являются MMOFPS, можно назвать уже упомянутые ранее: War Thunder и World of Tanks. Тем не менее наиболее распространены именно сетевые шутеры от первого лица. Среди общего количества MMOFPS, подавляющее большинство игр — это именно сессионные проекты.

Онлайн-стратегии

Поскольку в онлайн-стратегии одновременно играет большое количество игроков, то основной игровой процесс чаще всего представляет собой MMORTS (стратегию в реальном времени). Тем не менее отдельные моменты игры, например бои в военных стратегиях, могут проходить в пошаговом режиме. Онлайн-стратегии также, как и однопользовательские, имеют большое количество поджанров, и кардинально различаются по тематике: военные про средневековье или фэнтэзи, игры про будущее, постапокалипсис или про космос, также это могут быть экономические стратегии, градостроительные, и даже различные менеджеры. Чаще всего онлайн-стратегии представляют собой браузерные или мобильные игры, среди клиентских игр встретить представителей данного жанра — большая редкость.

Другие жанры

В последнее время большой популярностью стали пользоваться игры с элементами выживания. Естественно, что эта тенденция не обошла стороной и онлайн-игры. Дополнительный успех жанру survival придала большая популярность таких игр, как DayZ и Rust.

Среди MMO-игр встречается некоторое количество симуляторов, и пальма первенства здесь конечно у космосимов. Ведь игры этого жанра лучше всего подходят под формат MMO: огромные, кажущиеся бесконечными пространства, большое количество игроков, для каждого из которых найдется свое занятие среди космических просторов, союзы и альянсы, войны и дипломатия. Столпом данного жанра является EVE Online.

Особого упоминания заслуживает жанр MOBA. Его родоначальником стала Dota 2, появившаяся как развитие одной из популярных карт для Warcraft 3. В короткий срок Dota 2 и игры, вдохновленные ей, набрали огромную базу игроков и стали лидерами киберспортивных дисциплин. Современные MOBA все чаще начинают внедрять механики action-игр, в то время как игры других жанров заимствуют элементы у MOBA. Успешным примером action-MOBA можно считать игру Panzar.

Классификация MMO по способу игры

Одним из важных критериев различия MMO-игр, является платформа, на которой в них могут играть игроки. Платформа зачастую определяет бюджет игры, ее аудиторию и геймплейные механики. В данной классификации можно выделить три больших пункта.

Клиентские

Клиентские игры выпускаются специально для пользователей PC и игровых консолей. Их отличает больший бюджет разработки, возможность использования самых современных технологий, и зачастую намного более высокая цена для пользователей. Современные клиентские онлайн-игры бывают требовательны к железу, и зачастую не обладают кроссплатформенностью, т.е. игроки, играющие в одну и ту же игру, например, на PC и на PlayStation 4 не могут взаимодействовать друг с другом. Хотя из этого правила имеются и исключения.

Браузерные

Для игры в данный тип игр игроку достаточно иметь браузер. А это значит, что браузерные игры обладают огромной кроссплатформенностью, позволяя объединять игроков, использующих самые различные устройства. К сожалению то, что игры заточены под браузер не позволяет разработчикам задействовать в них передовые технологии. Такие игры обладают упрощенной графикой, физикой и игровым процессом в целом, что не умоляет того факта, что у браузерных игр имеется своя огромная фан-база.

Мобильные

Индустрия MMO-игр не обошла стороной и пользователей мобильных устройств. Естественно, что игры заточенные под смартфоны и планшеты, имеют свои особенности в управлении, а следовательно - и в геймплее. Хотя существуют такие решения, как NVidia Shield, позволяющие пользователям мобильных устройств получать полноценный игровой опыт. Мобильные игры обладают хорошей кроссплатформенностью, но только в рамках мобильных устройств. А современное развитие технологий позволяет получать достаточно качественную картинку и использовать новейшие наработки игровых движков, выдавая в итоге качественный игровой продукт.

Системы оплаты MMO

Когда-то единственным способом оплаты игры было однократное приобретение ее цифровой копии на физическом носителе, либо покупка цифрового ключа. И именно благодаря MMO-играм произошло развитие систем оплат. К настоящему времени можно выделить три ключевых формы оплаты, при этом издатели нередко пытаются тем или иным способом их совмещать.

Buy to Play (B2P)

"Купи, чтобы играть" - традиционный способ приобретения игр. Покупатель платит один раз, приобретая полный доступ ко всему внутриигровому контенту на неограниченное время. Разработчик и издатель могут выпускать платные дополнения к игре, которые игроки по желанию докупают по той же схеме b2p. Данный вид оплаты наименее распространен среди MMO-игр.

Pay to Play (P2P)

"Плати, чтобы играть" - получил свое распространение в месте с возникновением и развитием MMO-игр. В отличие от разработчиков однопользовательских игр, которые выпустив один игровой продукт, могли сразу бросить все силы на создание следующего, разработчикам онлайн-игр приходится постоянно поддерживать игровые сервера, обновлять игру, устранять ошибки и править игровой баланс. Именно поэтому была введена схема ежемесячной подписки. Теперь игрок, заплатив единожды не покупал неограниченный доступ ко всему игровому контенту, а только временный доступ к нему, по истечении

Free to Play (F2P)

Условно-бесплатные игры (f2p) — это одно из наиболее распространенных явлений среди современных MMO-проектов. Такая система означает, что пользователь может получить доступ к некоторой части игрового контента совершенно бесплатно, но оставшуюся часть ему придется покупать. При этом степень влияния платного контента на игровой процесс может отличаться в зависимости от проекта. В некоторых случаях покупаются исключительно косметические вещи, не вносящие изменений в игровой баланс. Иногда пользователю предлагают приобрести то, что он и так мог бы получить в игре, потратив на нее некоторое количество своего времени, тем самым, например, ускоряя развитие своего персонажа. А бывают игры, в которых платный контент обладает полной исключительностью и может кардинально влиять на игровой баланс. Такая система, в среде игрового сообщества получила ироничное название Pay-to-Win ("плати, чтобы побеждать"). Нужно отметить, что явный или скрытый перекос в сторону Pay-to-Win системы среди современных во f2p-сегменте проявляется в подавляющем количестве MMO-игр. Также невозможно обойти стороной тот факт, что такая составляющая условно-бесплатных игр, как микротранзакции, все чаще встречается и вне f2p-проектов, и даже в однопользовательских играх.

Ваш ламповый уголок онлайн-игр